Интервью с Кагавой Масао (Технический директор JKS, 7 Дан)

Интервью с Кагавой Масао (Технический директор JKS, 7 Дан)
Интервью с Кагавой Масао (Технический директор JKS, 7 Дан)

[ Чихэм Джон, Лэнгли Скотт ]

— Кагава-сэнсэй, вы перестали участвовать в соревнованиях около 10 лет назад. Скучаете ли вы по предстартовому волнению и адреналину?

— Нет, вообще говоря, я не скучаю. У меня уже есть тот опыт, что был необходим мне. Теперь у меня есть ученики, которые успешно выступают на соревнованиях и становятся сильными людьми, и я получаю огромное удовольствие, помогая им становиться сильнее и побеждать.

— Изменился ли характер ваших личных тренировок с тех времен? Над чем вы сейчас работаете больше всего?

— После того как я перестал участвовать в соревнованиях, я стал понимать, что наиболее важно в тренировках. Я не понимал эти вещи, пока я участвовал в соревнованиях. Например, вы должны быть сильны на соревнованиях; тем не менее, тренировки, как стать сильнее и как использовать ваше тело, различны. Поэтому, когда вы тренируетесь ради соревнований, ваша основная цель — заполучить очко; но как только вы прекращаете соревноваться, вы можете изучать, как использовать тело и как применять базовую технику. Это очень, очень важно. Разумеется, обе идеи раздельные, но обе важны. Но изучение, как правильно использовать ваше тело, я думаю, наиболее важно. А также как использовать множество различных технических действий, а не как на соревнованиях (одна или две техники). Теперь я делаю много показательных выступлений на крупных соревнованиях, а для этого необходимо много практики. Во время этих выступлений я могу действительно показать мое каратэ, так как здесь я могу использовать большое количество различных техник и показывать, как при этом использовать тело. Тем не менее, существует множество примеров, когда именитые спортсмены не способны подготовить показательное выступление в связи с тем, что они используют всего одну или две техники. Если у вас плохая база, вы не сможете продемонстрировать технику каратэ достойно. Вот почему работа над базовой техникой (кихон) и множеством приемов очень важна. Конечно, соревновательные элементы — такие как скорость, своевременность и дистанция — очень важны, и вы должны быть способны выполнять их. Затем вы можете работать над своей базовой техникой (кихон) и разнообразными приемами, и затем ваше каратэ и демонстрации будут иметь успех. Вы должны никогда не останавливаться в каратэ, вы должны всегда стараться и повышать свой уровень шаг за шагом. Точно так же как вы не можете из новичка сразу стать черным поясом. Ежедневно вы должны не просто тренироваться, но также думать во время тренировки. Никогда не останавливаться, каждый раз подталкивая себя и пытаясь продвинуться вперед.

— Доставляют ли вам показательные выступления те же самые чувства, что у вас были во время соревнований?

— Эти чувства очень близки, но все же есть одно различие. На соревнованиях вы можете избежать неприятностей в случае ошибки: возможно, вы допустите ошибку, но не потеряете очко, и все в порядке. Однако если вы допускаете ошибку во время показательного выступления, то каждый может ее видеть, и все поймут; поэтому очень важно не допускать ошибок. Тем не менее, на соревнованиях вы можете контролировать дистанцию — сокращать и разрывать ее. Если у вас плохое предчувствие, вы можете уйти на безопасное расстояние и там решать, что делать. Но во время демонстрации вы не можете сделать этого. Все смотрят на вас, и вы должны это сделать тут же, и нет шанса сказать: давай попробуем еще раз. Поэтому это очень сложно. Хотя эти два чувства различны, все равно они очень близки.

— Сэнсэй, вы используете ваше тело подобно кнуту, ваши бедра работают очень быстро и хлестко. Из старых фильмов JKA 60-х годов видно, что в те времена инструктора определенно не использовали эту технику: только вращение бедер. Когда это было и введено и кем?

— Эти изменения были введены 20–25 лет назад, а разработали эту технику Яхара-сэнсэй и Осака-сэнсэй. Конечно, Яхара-сэнсэй и Осака-сэнсэй хотели стать лучше, быстрее и сильнее, и поэтому они постоянно экспериментировали над тем, как бы улучшить свою технику. Очевидно, эти нововведения заметно усовершенствовали технику каратэ. Изменения были внесены, так как они искали не новые способы, а лучшие. Поэтому когда я тренировался с ними на инструкторских курсах JKA, я знал, что разработанный ими способ для лично меня был лучшим в то время. И, поскольку я имел шанс тренироваться с этими людьми и изучать их экспериментальную технику, я был способен значительно улучшиться. Я смотрел на стиль сэнсэев Яхары и Осаки, учился у них и развивал свой собственный стиль, так как они не делились своей собственной секретной техникой с младшими. Они хранили эту тайну в себе, но мои размышления базировались на наблюдении за ними, за тем, как они перемещаются. После этого я тренировался самостоятельно и развивал мой собственный стиль, но помнил, что есть также хлесткое движение плеч и локтей, и это очень важно — не только хлесткое движение бедер. Теперь я хочу преподавать все свои идеи просто и доступно, шаг за шагом, и тогда мои ученики смогут стать лучше.

— Сэнсэй, на семинаре вы демонстрировали различные типы кимэ: с сокращением мышц и без. Не могли бы вы объяснить это?

— Идея сокращения всех мышц тела была разработана сэнсэем Накаямой. Но есть разные способы кимэ. Например, есть два способа исполнения уракэн ути. Первый — тот, где вы проводите удар очень быстро и мощно, контролируя кимэ и дистанцию; кимэ (напряжение) здесь очень и очень кратковременное, а локоть быстро сгибается обратно. Но другой вид уракэн, скорее, похож на рубящее движение — без щелчка локтем и напряжения мышц. Этот вид уракэн называется фури ути, и здесь очень важна дистанция. Также, как я говорил на семинаре, вы можете выполнять этот удар кончиками пальцев, но используя лишь два крайних миллиметра. Или во время удара ногой, используя кончики пальцев ноги для рубящего движения; эта техника называется фури гэри.

— Вы говорите, что большинство учеников не используют мышцы спины в базовых ударах руками (тёку дзуки, гьяку дзуки, ои дзуки и др.). Почему так?

— Большинство людей думает только о руках, потому что это все, что они видят. Они не используют свои плечи правильно; плечи должны полностью выпрямляться, чтобы вовлечь в работу мышцы спины. Ученики целиком компенсируют это движение грудными мышцами в силу того, что не понимают механику движения.

— На вашем видео вы сокращаете внутренние мышцы бедер в дзэнкуцу дати при исполнении ударов гьяку дзуки и ои дзуки. Скажите, это то же самое чувство, как и в хангэцу и сантин ката?

— Да, это то же самое чувство; но это чувство должно присутствовать во всех стойках, не только в дзэнкуцу дати. Необходимо использовать все мышцы ног: как внутренние, так и наружные; причем это необходимо делать во всех стойках. Тем не менее, мышцы ног сокращаются всего на долю секунды для усиления техники, а затем немедленно расслабляются. Причина того, что ученики медленно перемещаются, заключается в том, что они сокращают мышцы ног, когда становятся в стойку, и не расслабляют их перед следующим движением. То же самое относится и верхней части тела: ученики слишком долго держат тело в напряжении и приостанавливают дыхание, а дыхание никогда не останавливается. Мышцы должны сокращаться всего на долю секунды, как во время хлесткого уракэн ути.

— Многие критикуют сётокан, говоря, что наше каратэ рассчитано только на бой на длинной дистанции. Как вы на это смотрите?

— Если вы тренируете эту технику с полной длиной и амплитудой, тогда это лучшее положение. Выполняя амплитудные техники и длинные движения, вы становитесь сильнее, и тогда, как только вы находитесь на более близком расстоянии, вам становится гораздо легче, поскольку вы сумели развить скорость и силу, тренируя движения с большей амплитудой. Также, если вы находитесь на близком расстоянии, другой человек может поражать вас, так что наша идея состоит в том, чтобы сократить дистанцию, поразить и выйти. В годзюрю, где практикуется ближний бой, базовую технику (кихон) отделяют от соревновательной техники, и на соревнованиях манера их боя очень напоминает сётокан; они так делают уже сорок лет, что кажется странным. Прежний чемпион Европы по каратэ WUKO был представителем стиля годзюрю, но он вел бой подобно представителю стиля сётокан. Я думаю, что люди, кто критикуют нас, на самом деле не понимают сётокан. Когда Фунакоси-сэнсэй преподавал на Окинаве, он разработал идею длинных техник, чтобы сделать учеников сильными. Он разработал технику для большой дистанции по двум причинам. Во-первых, он хотел уйти от образа уличного боя; он не хотел, чтобы каратэ ассоциировалось с этим. Во-вторых, он думал, что этот способ тренировки поможет сделать тело быстрым и сильным. Это была система физического воспитания, которую он разработал специально для школ.

— Сэнсэй, вы также являетесь тренером Японской федерации каратэ (JKF). Скажите, что вы думаете о новых правилах WKF по кумитэ и о новой системе оценок: иппон, нихон, самбон? И хотели бы вы принять участия в соревнованиях, проводимых по данным правилам?

— Я и Ямамото-сэнсэй (прежний чемпион JKA по кумитэ) являемся тренерами JKF. Я думаю, что эти правила уводят каратэ от будо каратэ к спортивному каратэ. Я занимаюсь будо каратэ, поэтому у меня возникают неприятности не только с преподаванием этого каратэ, но также с его изучением, поскольку спортивное каратэ движется в направлении, противоположном будо. Каратэ — это иппон — смерть! Вы не можете быть убитым, а потом воскреснуть. Я ни в коем случае не хотел бы соревноваться по правилам WKF; я не люблю их. В Японии есть проблемы с этими правилами, потому что многие не любят их и не собираются принимать их. Это также очень трудно для спортсменов, ведь они действительно не уверены в том, что должны делать.

— Что вы думаете о дебатах относительно положения пятки задней ноги в технике сётокан?

— Хранение пятки задней ноги прижатой к полу при выполнении базовой техники, ката и во время тренировки с макиварой необходимо для развития правильного чувства. Как только у вас появляется это чувство, вы можете делать так, как вам нравится. Отрывать пятку от пола при выполнении гьяку дзуки во время соревнований очень неплохо, если вы при этом понимаете суть движения и можете сохранить то же чувство. В этом случае вы можете создать лучшее проникновение. Но вы никогда не преподали бы это новичкам, потому что у них еще не развито правильное чувство. Старшие мастера никогда не участвовали в соревнованиях; или, если это и было, то очень статично: они не перемещались по площадке, как это делают сейчас, и поэтому учили прижимать пятку задней ноги к полу. В условиях реального боя или на соревнованиях вы должны стоять на подушечках пальцев; это естественно, и вы не можете прижимать пятку задней ноги к полу. Причина, по которой мы не отрываем пятку задней ноги от пола в базовой технике, ката и во время тренировки с макиварой, заключается в том, чтобы развить чувство полной мощи тела, делая его все сильнее и сильнее; и тогда мы можем использовать это чувство везде, где ни пожелаем. Вы можете создать одну и ту же мощь двумя способами: храня пятку прижатой к полу или отрывая ее — лишь бы у вас было правильное чувство.

© Перевод. Федерация каратэномичи России, 2003