ЗАБЫТЫЕ УДАРЫ СЁТОКАН THE NEGLECTED 'PUNCHES' OF SHOTOKAN KARATE

ЗАБЫТЫЕ УДАРЫ СЁТОКАН THE NEGLECTED 'PUNCHES' OF SHOTOKAN KARATE
ЗАБЫТЫЕ УДАРЫ СЁТОКАН THE NEGLECTED 'PUNCHES' OF SHOTOKAN KARATE
ЗАБЫТЫЕ УДАРЫ СЁТОКАН THE NEGLECTED 'PUNCHES' OF SHOTOKAN KARATE



By John Cheetham SKM 37-1993 / ISI 1998

Я думаю, что будет справедливым сказать, что большинство клубов Сётокан практикуют прямолинейные удары, а именно — текудзуки, оидзуки, гякудзуки и кидзамидзуки (choku zuki, oie zuki, gyaku zuki, kizami zuki), гораздо больше, чем мавэсидзуки (mawashi zuki — дуговой удар), кагэдзуки (kage zuki — "крюк"), урадзуки (ura zuki — апперкот) и удар на уровне дзёдан через руку в ямадзуки (уama zuki — двойной удар, который встречается в ката Бэссай Дай и Нидзюсихо (Bassai Dai и Nijushiho) и который является также отклоняющим блоком руки и одновременным ударом, вместе с урадзуки. Многие ученики основное время посвящают практике "прямых" ударов, а "дуговые" удары, отрабатывают только в ката, где они встречаются очень часто.

В старых учебных фильмах JKA этим ударам придавалась равная важность в сравнении с прямыми ударами, но после появления соревнований по каратэ круговые удары перестали отрабатывать столь же часто. Фактически, можно сказать, что они были "забыты" многими каратэка.
Невозможно отрицать, что бокс есть наиболее совершенное искусство, в котором используются удары кулаком. Если мы изучим внимательно вышеупомянутые удары — мавасидзуки и кагэдзуки — то увидим, что эти удары каратэ очень похожи на удары в боксе. Комбинации ударов в боксе разнообразны и могут быть чрезвычайно разрушительными. Было бы невероятно трудно блокировать хорошую боксёрскую комбинацию ударов. Однако, в большинстве клубов не практикуют этот тип комбинаций в каратэ.

kage-zukiКогда мы впервые начинаем изучать каратэ, то большинство европейцев и американцев наносят удары по дуге, с размаха, и это кажется им наиболее естественным. Таким образом, они начинают наносить "дуговые" удары "инстинктивно". После двух лет регулярных тренировок в каратэ, удары по дуге кажутся уже совершенно "неестественными" в сравнении с обычными для каратэ прямыми ударами. Потом, совершенно внезапно, в Тэкки сёдан мы наталкиваемся на кагэдзуки, а в Бассай Дай на ямадзуки. Удар на уровне дзёдан очень сильно напоминает свинг через руку правой или кросс левой, которые вы делали до занятий каратэ, но намного более техничный. Уже на этой стадии они кажутся "неудобными" большинству учеников. Они не могут развивать в них такую же силу, как в прямом ударе.

Следующим откровением для многих в этот момент будет их ощущение, когда они попытаются наносить свои прямые удары по мешку. Гякудзуки прекрасно ощущается на макивара, но далеко не так хорош на ударном мешке, где удар наносится всем кулаком, а не только первыми двумя суставами (сэйкэн).
Все виды "дуговых" ударов и их варианты, упомянутые выше и применяемые в Сётокан ката, прекрасно подходят для ударов по мешку и позволяют развить большую силу за счет бокового движения. Многие каратэка считают более естественным использовать "дуговые" удары во время тренировок с ударным мешком, а прямые удары отрабатывать на макивара. Пробуйте это сами.

Yoshitaka_YamaZukiЕстественно, что мы практикуем множество различных техник в каратэ, которые столь же эффективны, как удары кулаком, и не специализируемся в них, как это делают боксёры. Тем не менее, всем нам следует хорошо изучать все техники ударов кулаком. В памятном мне бою Леннокса Льюиса с Франком Бруно хороший левый крюк был адской техникой независимо от того, какое боевое искусство вы изучаете! От удара снизу вверх под таким углом закрыться обычным блоком каратэ было бы практически невозможно. Мы должны рассмотреть все эти удары очень тщательно и использовать им подобные.

Попытайтесь экспериментировать с некоторыми комбинациями, например, мавасидзуки дзёдан — урадзуки тюдан и кагэдзуки тюдан, как контратака в спарринге на один шаг. Составьте ваши собственные комбинации. Их количество бесконечно. Мы считаем эти круговые удары одной из основ нашего обучения, и это правильно, потому что эти удары есть в ката.

Авторское право на перевод © ISI 1998

Источник: http://www.shotokanmag.com/skm4/skm1/skm37.html