ЙОШИХАРУ ОСАКА

ЙОШИХАРУ ОСАКА (YOSHIHARU OSAKA) (родился 8 сентября 1947 года на юго-западе Японии в префекруре Фукуока.)

Йошихару Осака является обладателем черного пояса (8-й Дан Японской Федерации Каратэ (JKА).Осака-сэнсэй родился в городе Фукуока, остров Кюсю в 1947 году. Он девять раз становился чемпионом мира в ката по версии JKA, завоевал титул чемпиона мира и в ката, и в кумитэ. Он добродушен, но за спокойствием скрываются страсть, энергия и преданность развитию боевых искусств. Многие считают, его воплощение каратэ-до Шотокан – идеально. Йошихару Осака много путешествовал под покровительством покойного Накаямы-сэнсея. Осака помогал ему проводить не только семинары, но и показательные выступления. Что в его исполнении кажется легким и грациозным, для нас, простых смертных – крайне тяжело. Его тренерские качества не сравнятся ни с чьими, и многие считают его одним из лучших учителей в мире. Он обладает прекрасной способностью дарить ученикам уверенность в их потенциале, он объясняет без грубости, не вызывая смущение. Автор интервью познакомился с Осака-сэнсэем, помогая ему на семинарах в Европе, ещё будучи подростком. Сейчас Осака-сэнсэй является техническим директором JKA Хонбу-додзё. Он представляет собой куда больше, чем многие в кругах каратэ понимают. Его знания технической стороны настолько же велики, как сильный дух и доброта. Истинный воин, самурай. Сокровище, которым мир каратэ должен гордиться.

- Когда вы начали заниматься каратэ?
- В 1963 году. В 1966 году я поступил в Университет Такушоку и тренировался при нем четыре года. В конце концов, меня пригласили на курс инструкторов JKA.
- Какими вы находили тренировки при университете?
- Очень тяжелыми. Царила атмосфера соревнования, и от этого там становилось труднее, чем где-либо. Но я с удовольствием тренировался. Я считал честью выигрывать награды для своего университета.
- Сэнсэй, скажите, если ли различия между японскими и западными приверженцами каратэ? Если да, то как это влияет на технику?
- Как только вы изучите правильные телодвижения и физический аспект приема, вы поймете, что дело в том, как человеческое тело движется, а не в цвете кожи или наследственности. Но ответ – да, есть некоторые различия. И с физической стороны, и с культурной. Их легко заметить. На Западе люди сначала пытаются понять, как и почему, и потом уже делают. Японцев сперва учат делать и привыкать к движениям. Понимание «как» и «почему» приходит потом. По неким причинам, японский подход позволяет запоминать на дольше, ведь первый опыт физический, не интеллектуальный. Есть ещё различия, которые потруднее увидеть. Например, западные каратэ-ка очень хорошо выполняют ката, но можно заметить слабые моменты в переходах из стойки в стойку – лодыжки и бедра. Другой аспект: японцы больше сосредотачиваются на переходных моментах в ката. На Западе думают законченными движениями, но стоит больше уделять внимание тому, что происходит после окончания одного и концовкой следующего движения. Позвольте объяснить понятнее. Возьмем шуто-укэ в кокутсу-дачи, как движение один и ой-тсуки, как движение два, в любом порядке. Западные ученики обычно забывают о бедрах, мышцах ног, напряженной спине, расслабленных плечах и пружинящих лодыжках во время перехода между движениями. Концовка движения не так важна, как переход. Единственный способ устранить ошибку – концентрация, как во время наработки кихон. Это единственный способ развить переходные фазы, а не механически повторять ката, не обращая внимания на детали.
- Вы всегда говорите, что ключ в деталях. О чем вы?
- Например, все знают, как делается гяку-тсуки. Но на самом деле, важно знать, как последовательно движутся части тела, одно подталкивает к движению другое. Сначала движется лодыжка, потом колено, потом бедро, туловище, плечо, локоть, и так далее. Если мы двинем вперед бедро, забыв про лодыжку и ногу, то нарушится естественная последовательность, а с ней потеряется сила движения. Последовательность, и как каждая часть тела принимает участие в движении – ключи к тому, как максимально использовать свой потенциал. Правильная техника – результат естественных движений. Если прием изучен верно, то движение будет гармоничным, расслабленным, полным силы. Проблемы возникают, когда люди сначала сами учатся неправильно, а потом учат этому других.
- Вы – мастер в ката и много лет занимали титул чемпиона мира. Как вы видите обучение ката?
- Ката должны оставаться первоначальными. Они представляют собой историю нашего искусства, мы не может менять их по своему желанию. Естественно, собственный стиль повлияет на конечный результат. Правильная скорость, тайминг – равно как и применение силы, напряжение мышц, растяжка – изменят внешнюю форму. Выполняющий ката человек придаст ему собственный оттенок, но не должен изменять форму под себя. Невозможно достичь идеала в ката, но наша цель – пытаться его достигнуть. Когда цель невыполнима – она превращается в жизненный опыт. Настоящее испытание заключается в каждом движении и в каждом повторении ката. В обучении ката нет цели. Цель – обучение само по себе.
- Сэнсэй, если тренироваться в традиционном додзё с деревянным полом, может ли на соревнованиях повлиять на выполнение ката пол, покрытый татами?
- Если не тренироваться и не привыкать к определенной поверхности, это может испортить ваше исполнение ката… да. Если вы собираетесь выступать в ката, я бы посоветовал тренироваться на той же поверхности, как на соревнованиях, чтобы привыкнуть. Если вы не участвуете в соревнования, то не стоит переживать. Просто прилежно занимайтесь в додзё, не зависимо от поверхности.
- По сравнению с другими стилями, например, Годзю-рю или Шито-рю, в JKA, кажется, не так много внимания уделяют бункай. Почему?
- Чтобы понять ката, важно понимать его развитие. Мастера прошлого использовали ката для передачи своих знаний и опыта будущим поколениям. Поэтому у ката столько вариаций. Бункай важен в JKA Шотокан, но важно помнить и некоторые детали. Традиционный бункай традиционных ката, разработанных нашими предками, основывается на атаках, типичных для того времени. Мы живем в 21м веке, и даже то, как нападают на улицах изменилось. У бандитов теперь другие способы нападать на мирных жителей. Важно понимать, что нам нужен новый взгляд на старые решения. Накаяма-сэнсэй использовал ката для достижения идеала в технике и должного развития тела. Глядя на бункай, нам надо изучить принципы и попытаться применить их в реальной обстановке. Изучение бункай – даже если оно не пригодится вам для самообороны – поможет понять приемы в ката. Бункай крайне важен, чтобы понимать форму. Я верю, что мастера прошлого хотели, чтобы мы выполняли ката, используя их знания как резонатор для совершенствования, поиска и развития новых способов применить их в наше время. Нам надо изучить и придумать способы применения, основываясь на наших телах и нашем понимании. Я считаю, именно здесь мы должны найти связь между ката и самовыражением в кумитэ. Бесполезно знать все ката Шотокан без должного понимания и ощущения каждого из них. Здесь надо подчеркнуть самовыражение в искусстве.
- Что вы имеете в виду?
- В будо, одни люди интерпретируют искусство как силу, другие – как изящество. Суть в том, что истинное искусство, такое как каратэ, никогда не поддастся человеку, не способному постоянно развивать как тело, так и разум, и приобрести достаточно внутренних сил для самовыражения. Для достижения которого, нужно постоянно сочетать исследования и дисциплину.
- Вы считаете ката важной частью обучения?
- Безусловно. Все стратегии и приемы, необходимые для самозащиты и поединка, содержатся в базовых ката. Важно делать различие между оттачиванием ката и его изучением. На продвинутом уровне, мы должны исследовать, прощупывать выполняемые нами приемы.Накаяма-сэнсэй всегда говорил, что благодаря ката-хэйан приемы в продвинутых ката становятся легкими. Я тоже так считаю. Точность в исполнении крайне важна. Сосредоточенность на цели действия, знание верного тайминга, темпа, ритма. Важно сохранять максимальную сосредоточенность во время отработки и правильное отношение во время исполнения ката. Позитивный эффект от отработки ката не вызывает никаких сомнений.
- Что вы думаете о тренировках с использованием макивара?
- Такие тренировки важны для каратэ в реальных условиях. Если вы хотите развить силу удара, то нужна макивара. К сожалению, многие не понимают, что её предназначение вовсе не набивать мозоли. Напротив, её ценность состоит в отработке приема, концентрации и кимэ. Ничто не помогает лучше в развитии сильного тела и воли.
- Почему в истории JKA происходят изменения в технике?
- Приемы в каратэ не изменились, они развились, это иное. Развитие и усовершенствование – результат долгого и кропотливого изучения. И это происходит только ради создания более действенных приемов. А не из-за особенностей конкретного человека. К сожалению, я сталкивался с тем, что люди меняли основные приемы каратэ из-за своей неспособности выполнить их верно. Конечно, их могли просто неверно обучить. JKA стремится сделать человеческое тело сильнее, а приемы мощнее, основываясь на строении и устройстве тела. Приемы Шотокан основываются на растяжке и естественной силе. Движения занимают много времени, позже их можно использовать для улучшения здоровья и другой пользы.
- Каратэ или каратэ-до?
- Для меня есть только один вариант, и это – каратэ-до. Но попытаюсь ответить на вопрос. Если вы понимаете искусство, как каратэ-до – для вас это образ жизни. Обучение, философия, моральные ценности искусства будут касаться всех сторон жизни. Додзё будет для вас как рабочий кабинет, ведь тренировка касается не только физической стороны. С другой стороны, если вы воспринимаете свои занятия как каратэ – обучение будет касаться исключительно физической стороны, как, скажем, в бейсболе, теннисе, баскетболе. Любопытный момент: если человек относится к каратэ только как к спорту, то бросит его, едва найдет новое увлечение. Цель каратэ – победить соперника в соревновании или драке. Цель каратэ-до – преодолеть самого себя, соединить тело и дух. Важно не забывать про дух в любом приеме.
- Какими вы находили тренировки под руководством Накаямы-сэнсэя?
- Мне повезло учиться у одного из самый знающих учителей в истории каратэ. Он всегда подчеркивал важность основ. Мы всегда выполняли много кихон, не смотря на наш уровень.
- Вы много лет путешествовали с ним, и он назвал вас примером идеального выполнения техники.
- Я горжусь его мнением, и могу сказать только, что всегда старался изо всех сил. Я не считаю своё каратэ идеальным. Скорее, я даже далек от идеала. Многие мои старшие товарищи куда лучше меня. Накаяма-сэнсэй был добр, и, вероятно, сказал так, чтобы я тренировался усердней, потому что видел у меня массу ошибок. Здесь я хочу заметить, что каждый должен максимально точно выполнять технику, и даже если со стороны это выглядит некрасиво, такое исполнение может быть идеальным, потому что идеал заключается в правильном использовании тела, а не в его внешнем виде.
- Каким вы находите влияние спортивной составляющей на искусство каратэ?
- Я правда не считаю, что спортивные соревнования должны вмешиваться в развитие истинного каратэ. Соревнования – часть тренировочного процесса, и могут быть полезными, если применять их по делу. Это та фаза тренировок, которой не научишься в додзё. Она требует иного ментального подхода и самоконтроля. Именно поэтому Накаяма-сэнсэй начал проводить соревнования. Но в каратэ-до мы подчерчиваем целостный процесс, постоянные попытки стать лучше как будо-ка. Соревнования занимают свое место в каратэ, но не в постоянном качестве. Иногда меня очень тревожит, что теперь основное внимание уделяют турнирам и чемпионатам, а не развитию важных принципов и этики каратэ как образа жизни.
- В чем, по вашему мнению, состоят основные различия между соревнованиями JKA и WKF?
- В JKA мы учимся не допускать ошибку, ибо она приведет к поражению. Наш подход к соревнованию основан на будо… одна мощная атака, единственный шанс. Поэтому поединки не такие зрелищные. С другой стороны, правила WKF дают участникам больше свободы в плане техники, участники ведут себя иначе, и у них есть шанс отыграться по очкам. Если соперник получает очко, вы всё ещё можете сравнять счёт. Стиль – легче, даже скоростнее. Тайминг важен, но в JKA он архиважен. Требуется больше думать о стратегии. Если вы не рассчитаете атаку и защиту идеально, то проиграете. Сила и концентрация, может, важнее. Не хочу утверждать, чей стиль лучше. Это каждый практикующий каратэ должен выяснить для себя сам. Лично мне нравится идея строить свою основу на принципе иккен-хиссатсу, таком важном для искусства. Олимпийское признание, кажется, теперь имеет большое значение в каратэ, но я беспокоюсь. Ведь я видел, как дзюдо потеряло связь с искусством, став олимпийским видом спорта. Оно отошло от принципов своего основателя, Джигоро Кано. Каратэ должно сохранять свою суть, как боевое искусство и будо.
- Как будо относится к каратэ?
- Цель будо – развивать как воинские, так и человеческие качества. Некоторые люди считают, что будо-ка это только воин. Это не верно в отношении будо, хотя так и есть в отношении старого буджютсу, ведь практикующий его должен быть знать о бое исчерпывающе много – ведь он сражался на поле битвы. Будо включает в себя гораздо больше, чем бои. Научиться сражаться – даже не главная цель будо. Накаяма-сэнсэй описывал цель будо, как «приобрести глубокие знания в выбранном искусстве, чтобы стать лучшим человеком и узнать лучше свою суть». Каратэ-до поможет это сделать.
- Что делать, когда мы оказываемся в тупике в наших занятиях?
- Рано или поздно мы все оказываемся в тупике. Иногда каратэ может казаться скучным, но истинную пользу получат те, кто продолжат заниматься. Иногда нам может наскучить, но мы должны продолжать. Сделайте тренировки полегче и соберитесь, пока это чувство не пройдет. В каратэ, как и в жизни, мы должны бороться со сложностями и преодолевать свои слабости. Человек может получить первый дан, тренироваться дальше и получить пятый, а потом перестать. И скатиться обратно к первому потому, что он не работал. Мы должны постоянно тренироваться, даже если совсем чуть-чуть. На более высоких уровнях ученики должны тренироваться усердней. Не тренироваться меньше. Накаяма-сэнсэй говорил: «Успехов в каратэ добиваются шаг за шагом, как и в жизни. Тренируйтесь каждый день, тренируйтесь изо всех сил, и вы обретете истину.»
- Должны ли тренировки изменяться с возрастом?
- Конечно! Каратэ должно быть вашим отражением. Никто не может быть таким же в двадцать лет и в пятьдесят. Воплощение каратэ созревает с возрастом, и ваше воплощение каратэ должно отражать вашу зрелость. Тело слабеет с возрастом, и нужно тренироваться, чтобы оттягивать этот момент. Развивайте сосредоточенность и контроль над мышцами. Они будут присутствовать в ваших тренировках всю жизнь, независимо от возраста. Фунакоши-сэнсэй всегда говорил, что каратэ следует использовать для совершенствования личности. Умный человек будет меняться и менять свои тренировки согласно возрасту. Определенные травмы повлияют на ваши тренировки, когда вы станете старше. Всегда нужно тренировать и тело, и разум. Обязательно и то, и другое.
- Как изменилось ваше восприятие каратэ с тех пор, как вы перестали принимать участие в соревнованиях?
- Накаяма-сэнсэй был для меня великим учителем, так что я всегда иду по пути каратэ так, будто я всё ещё соревнуюсь, как в юности. Когда вы тренируетесь ради соревнований, вы учитесь зарабатывать очки и побеждать соперника. Когда вы прекращаете участвовать в соревнованиях, то смысл быть сильным переходит на другой уровень. Вы стараетесь стать сильнее, чтобы правильно использовать свое тело для каратэ-до. Вы изучаете собственное тело и осознаете, что секрет в возврате к основам. Ваша техника будет становиться лучше в любом случае. И я надеюсь, будущие поколения понимают, что делают, и смогут создать новые способы тренировать и использовать тело для лучшего исполнения каратэ.
- Тренировались ли вы в JKA с оружием?
- Каратэ – это искусство пустой руки. В JKA не тренируются с оружием, но это правда, что Фунакоши-сэнсэй практиковал использования такого оружия, как сай, тонфа, бо, и так далее. Позже он сосредоточился на каратэ-джютсу и следовал примеру похожих видов будо. Однако, кобудо можно занимат