Перечень ката и их общая характеристика

warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, function '_imagecache_menu_access_public_files' not found or invalid function name in /home/u8203/domains/nskf-moscow.ru/includes/menu.inc on line 454.

Хейан Шодан
Хейан Нидан
Хейан Сандан
Хейан Йондан
Хейан Годан
Текки Шодан
Текки Нидан
Текки Сандан
Бассай Дай
Бассай Шо
Канку Дай
Канку Шо
Годзюшихо Дай
Годзюшихо Шо
Эмпи
Дзион
Дзиин
Хангетсу
Ганкаку
Джитте
Чинте
Сочин
Унсу
Мейкйо
Ванкан
Нидзюшихо
Heian Shodan
Heian Nidan
Heian Sandan
Heian Yodan
Heian Godan
Tekki Shodan
Tekki Nidan
Tekki Sandan
Bassai Dai
Bassai Sho
Kanku Dai
Kanku Sho
Gojushiho Dai
Gojushiho Sho
Empi
Jion
Jiin
Hangetsu
Gankaku
Jitte
Chinte
Sochin
Unsu
Meikyo
Wankan
Nijushiho

В наши дни очень не многие понимают смысл Ката. Занимающиеся традиционным Каратэ-до часто недоумевают, для чего им Ката? Они кажутся многим непригодными для практического применения. Результатом такого невежества является очень поверхностная подготовка в боевых искусствах. В соревнованиях некоторых видов единоборств их учасники исполняют собственные Ката. Они пытаются создать Ката более "захватывающие", более "интересные", чем классические, добавляя в них гимнастические движения, удары ногами в прыжках и красивое снаряжение.Они даже иногда выполняют ката под классическую музыку. Распространение указаного явления может лишь означать отказ от знаний, которые многие поколения людей сохранили для нас в форме Ката.

В годы юности Мастера Фунакоши практика Каратэ содержала изучение более сотни различных Ката. В результате многих лет исследований и изучения этих упражнений, Фунакоши уменьшил количество их до пятнадцати традиционных Ката. Эти Ката включают такие известные, как Bassai и Kanku вместе с пятью начальными Heian-Ката и формруют центральное ядро обучения Шотокан.

Мастер Фунакоши настаивал на том, что из большого разнообразия Ката нужно брать их ограниченное число и тщательно обработать. Такой подход в мышлении может быть признан основным для Шотокан. Фунакоши часто говорил : "Если ты полностью освоил один прием, то откроешь для себя его взаимосвязь с другими. Ты должен понять, что все Ката могут быть сведены к нескольким - базовым. И если ты научился мастерски выполнять одну из них, то вскоре сможешь понять и другие." Также мастер утверждал, что в Шотокане существует 2 типа ката: быстрые и лёгкие(Шорин) и медленные и тяжолые (Шорей). Думаю что каждый освоив ту или иную ката сможет сам отнести ее к определёному типу.

JION

Существует мнение, что это Ката индийского происхождения, потому чтослово jion - это буддийский термин, который упоминается в древних китайских книгах. Кроме того, происхождение может быть в храме Дзион, где практиковались боевые искусства, впоследствии оно достигло ТОМАРИ. Движения этого Ката скрывают сильный боевой дух. Фактически это Ката практикуется только в стилях Шотокай и Вадо-Рю. Выполнять его очень тяжело; совершенное владение HEIAN KATA поможет в его изучении и совершенствовании.

Типичное ката в Шотокане выполняется в следующих основных стойках: kiba-dachi, zenkutsu-dachi, kokutsu-dachi, последнее движение выполняется с использованием силы противника; выполняющий одновременно захватывает запястье и контратакует в рёбра.Это ката является обязательным во Всеяпонской Федерации Каратэ-До.

JITTE

Ещё одно Ката из ТОМАРИ. Это Ката среднего уровня, состоящее из 27 движений, в Шотокане практикуется для защиты от БО (палки, шеста), включает в себя интересные способы выкручивания запястий.Название jitte (10 рук) означает, что овладев им, можно встретиться лицом к лицу с десятью противниками.

Это Ката включает много мощных технических приёмов и GYAKE-WAZ из ОКИНАВЫ от БО. Приёмы выполняются открытой ладонью, блок в стойке kosa-dachi и без keri (удар ногой). Среди мастеров существуют различные интерпретации.

HANGETSU

Мастер Фунакоши в своей книге "Рюкю Каратэ Кемпо" назвал это ката, происходящим из НАХАТЭ, SEISHAN (41 движение),. выполняемое под 32 счёта.

ХАНГЕЦУ - ПОЛУМЕСЯЦ - так называется это Ката в современном Шотокане из-за круговых движений ног; основные характерные черты - это mikazuki-geri и специальный вид дыхания. Для развития мощности и контроля дыхания в этой стойке, необходимы упорная и стабильная практика. Расстояние между стопами должно быть чуть меньше, чем две ширины плеч, носки развёрнуты вовнутрь под углом 45 градусов, а пятки - наружу, также под кглом 45 градусов. Развёрнутые вовнутрь колени и напряженнный пресс дают возможность использовать эту стойку против kinteki (удар ногой в нижний уровень).

TEKKI

Фунакоши заменил название NAIHANCHI на TEKKI. TEKKI - железный всадник - самое распространённое Ката из основных в Сюри-Тэ, включая HEIAN. Известно, что TEKKI-SHODAN практиковалось в Сюри-Тэ с давних времён, однако имя её создателя не известно.

Существует много теорий для доказательства горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это означает борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности отступать.

TEKKI NIDAN и SANDAN были созданы Мастером Итосу на основе школ Сюри-Тэ. Он использовал TEKKI SHODAN в качестве образца. На первый взгляд технические прёмы кажутся лёгкими. Однако в TEKKI NIDAN и SANDAN они особенно трудны. Поэтому изучение этих Ката начинают на ступени 2-го Дана.

Сэнсей Итосу создал эти Ката для тренировок в спортивном зале. Фунакоши отмечает, что для того, чтобы избежать опасных практических приёмов, оно выполняется в naihanchi-dachi (ступни развёрнуты наружу), в то время как при концентрации силы ног, ступни должны быть развёрнуты внутрь. В TEKKI SANDAN - это стойка hachi-ji-dachi. В настоящее время эти Ката выполняются в kiba-dachi.

BASSAI

BASSAI - "взятие башни". BASSAI в каждом стиле различен Он есть у таких мастеров, как Итосу, Мацумура. Томари, Оядомари и Ишимине. Несмотря на то, что первоначальный вариант принадлежит Оядомари, BASSAI-SHO создал Мастер Итосу, "Несокрушимый кулак Сюри-Тэ".

Основные особенности - это сочетание блоков и контратак, направленных в суставы, против шеста, и важность центра тяжести в KOKUTSU-DACHI и NEKOASHI-DACHI для блокировки шеста открытой ладонью в то время, когда противник, поворачиваясь для встречи следующей атаки, находится в неустойчивом положении.

DAI и SHO принадлежат только стилю Итосу. В настоящее время SHO практикуется редко (Мастер Каназава рекомендует изучать BASSAI-SHO для отработки равновесия).